Мнение бывшего главного энергетика медеплавильного завода.
Судьба распорядилась так, что я, специалист по электроприводу и автоматизации производства, был назначен сначала зам. главного  энергетика, а затем главным энергетиком медеплавильного завода в 90-х года прошлого века. В это время на заводе производилась коренная реконструкция оборудования – руднотермических печей, анодного отделения, конверторного отделения, цеха электролиза меди и др.,  и моя специализация помогла мне в работе.

Практически за два года выпуск рафинированной меди был увеличен почти на 70 тыс. тонн. Работать в таком коллективе было очень интересно, но через год я понял, что у меня имеются две проблемы, на которые я не могу влиять – мазут и известь-пушёнка.В этой статье я попробую объяснить возникновение проблемы «мазут», почему я со своими коллегами по работе не смог квалифицированно её решить и мои предложения по её решению с сегодняшних  позиций и накопленного опыта.
Одна из задач ОГЭ завода и подчинённого ему цеха тепловодоснабжения – приёмка,  хранение, транспортировка мазута к агрегатам, участие в разработке удельных норм и лимитов потребления мазута по цехам и переделам, контроль за исполнением лимитов цехами, его учёт.
«Хороший суточный учёт» мазута позволяет своевременно выявлять перерасход мазута к лимитам, определять причины перерасхода и принимать своевременные меры к их устранению.
В начальный  период моей работы учёт мазута производился по результатам замеров уровня мазута  в баках  - приёмных, хранения, расходных и мазутоловушке. Замеры производили сливщики мазута совместно с машинистами мазутной насосной с помощью мерительной рулетки. Поступление мазута равномерное по месяцам приблизительно по 3 тыс. тонн. Наличие в баках  гос.резерва обеспечивало неснижаемый запас в несколько тысяч тонн мазута, так что недостачу мазута в 300 – 400 тонн  обнаружить практически было невозможно.
 В последующий период в результате установки ультразвуковых расходомеров непосредственно на металлургических агрегатах – например, анодных печах, печах сушки концентрата и т. п.  вводились в работу регуляторы соотношения мазут-воздух, что привело к снижению расхода мазута, а значит и суточного потребления мазута цехами.
Учёт мазута параллельно с ОГЭ стали производить и цеха-потребители мазута, при этом, учёт не совсем корректный, так как параллельно с расходомером устанавливается байпасная задвижка и приоткрыть её, чтобы уменьшить фактический расход, несмотря на то, что она опломбирована, не представляло особого труда. До тех пор, пока систем регулирования было немного, небаланс между замерами по уровням в баках и по показаниям расходомеров распределялся между цехами пропорцианально их максимальному потреблению. С увеличением систем регулирования из-за недостатков существующей  системы учёта мазута вышеуказанный небаланс всё увеличивался, провоцируя разные «разборки». Первый парадокс и первая проблема. Уменьшили фактическое потребление мазута за счёт автоматизации производства  и получили не спасибо, а проблему!
Вторая проблема – стара как мир. Ответственность или вернее безответственность эксплуатационного персонала. Как осуществляется замер уровней и вообще он производится или нет? Или в журналы замеров заносятся прогнозируемые данные?  И в результате контрольного замера в конце месяца получить ошеломляющий результат – недостатача или перераход мазута и, вдобавок ко всему, ещё и небаланс между данными из цехов и с мазутной станции.
Третья проблема – техника безопасности. Подъём на баки хранения, а их высота 17 метров, и замер уровня в четырёх точках, особенно в дождь и в снег, на скользкой поверхности баков несколько, а может и сильно, останавливало мою административную прыть. А кому захочется смотреть в глаза сиротам?
Четвёртая проблема – очень значительная, поэтому я присвоил ей высший номер. В советское время, да и в начальные 90-е, мазут поступал равномерно в течении года приблизительно по 3 тыс. тонн в месяц. Работники управления МТС проанализировали сезонное колебание цен на мазут и запланировали на ноябрь месяц поставку 20 тыс. тонн мазута. Кто занимается приёмкой мазута понимает наше состояние в процессе первой приёмки – ноябрь был холодный, днём минус 8-10, ночью до 18 градусов Цельсия. В первые два-три дня мы были рады, зальём баки хранения и затем всю зиму будем спокойно жить. Затем- сказать, что мы были в панике, это не сказать ничего. Мы были раздавлены не только из-за насилия над нашим персоналом, но и тем,  что  в приёмных баках конденсат мы не отделяли и он  лился рекой в баки хранения и, в конце концов,   мы потеряли его объём в этих баках. Отделять мазут от конденсата во всех баках мы также не могли, да нам бы и не позволили, из-за дефицита пара. Фактически около трёх месяцев мы не знали сколько фактически в каждом баке у нас мазута, и, как следствие, учёт расхода мазута мы вели  с бухты-барахты. Первый блин комом.
Кое-как прожив первую кампанию такой поставки мы проанализировали наши действия, наметили и выполнили мероприятия  и провели вторую кампанию намного лучше. Но всё равно небаланс между фактическим потреблением и расчётным выходил за пределы допустимого.
Заключение.
1.Перед  внедрением передовых технологий, автоматизированных систем управления и методов поставки мазута необходимо в первую очередь определиться -  обеспечит или нет необходимую точность существующая  система учёта мазута.
2.Определить допустимую погрешность системы учёта мазута. Может погрешность в 300-400 тонн допустима?
3.По моему мнению, при бухгалтерском учёте, да и при техническом учёте, только автоматизированная система может обеспечить необходимую точность.

Создание качественных сайтов любой степени сложности RODC: Визитки | Каталоги | Лазерная резка | Блокноты | Плакаты и постеры | Календарь трио